Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
02:45 

О внутренней творческой кухне и "Праве писать"

Айма
Everybody's made a tower to hide your pride and weakness. But it's fragile. Gotta believe in power deep inside of you to come into your own.
Умудрилась простудиться, нагло отрубилась после написания ставки, проснулась 2 часа назад с температурой 38,5. Заниматься в такой ситуации, имхо, можно примерно двумя вещами: либо сесть и печалиться по поводу сбитого режима дня, необходимости прожить завтрашний день, не возненавидев статьи, собственном одиночестве в плане "и скучно, и грустно, и некому кофе сварить" и т.п. Либо временно забить на жизненные трудности и с кофе, колдрексом, бутербродами и ноутом залезть под пледик с целью чередования книжечки и анимешки. Последним я и занялась.) В роли штатной анимешки по-прежнему - Log Horizon, который все так же вызывает минимум 90-процентный восторг, а штатная книжка - "Право писать. Приглашение и приобщение к писательской жизни" Джулии Кэмерон. Которая, несмотря на любовь автора иной раз излишне растекаться мыслью по древу, вполне себе полна рациональных мыслей. Кое-что из выведенного по факту прочтения где-то трети - запишу.

Во-первых, книга помогла доформулировать для себя, что не стоит слишком разделять то, что я пишу по работе (копирайтерские статьи), и то, что я пишу из художественного. У меня есть своего рода блок: мол, ну да, я пишу статьи. Да, они хорошие. Но то статьи, а рассказы и повести - со-овсем другое... Ну да, другое, но не настолько, как может показаться. И то, и то - написание текстов, writing. Я очень захотела быть писателем - и по своей нынешней специальности я уже им являюсь, пусть и "техническим". И надо бы дать себе некое разрешение: воспользоваться опытом копирайтинга, чтобы помочь себе в художественном плане. Например: посмотреть на то, сколько я пишу в день "технических текстов", как быстро нахожу информацию по темам, о которых еще 15 минут назад не имела никакого понятия, как могу в сжатые сроки придумать много идей о том, как связать нужную тему статьи с очень отличающимися от нее ключами, чтобы это нисколько не выглядело странно или натянуто... И спросить себя: неужели все это не говорит о том, что и художественные тексты я могу писать в больших количествах, разные, с оригинальными находками?
Но одновременно с этим понятно, что копирайтинг одновременно может быть не только "помощником", но и... гм, негативным фактором. Дело в том, что по работе часто вольно или невольно приходится писать то, что Джулия называет "складными" текстами - именно так, в кавычках. То есть, речь о текстах, которые написаны "как надо" в первую очередь, в которых минимум своих мыслей, идей, находок и суждений. Они написаны так, чтобы понравиться - причем часто не целевой аудитории даже, а конкретному заказчику или менеджеру, который будет принимать работу. Точнее, чтобы точно исключить риск того, что этому человеку не понравится. Потому что, во-первых, если ему не понравится более оригинальный и менее банальный текст, то придется все переделывать, это трата времени, потеря денег. Во-вторых, если мои мысли и идеи не нравятся - это бывает неприятно, падает градус веры в себя, начинаются печальки... Проще остаться в зоне комфорта (даже не столько в своей, выходит, сколько в менеджеровой) и сделать "стандартно", "складно". И всегда есть риск потом перенести это на художественные тексты.
Вывод? Пожалуй, надо относиться к общим чертам и различиям между работой и художественными рассказами осознанно и критично. И все же иногда рисковать и вносить в свои рабочие статьи больше разнообразия, чем сейчас. Для начала - по чуть-чуть, а там - как пойдет. В конце концов, думаю, в долгосрочной рабочей перспективе это будет скорее полезно.

Во-вторых, книжка просто помогла лишний раз собрать в кучку мысли об оценке своих (и не только) работ. Действительно, к сожалению, как и пишет Кэмерон, в школе нам указывают преимущественно на ошибки в сочинениях, на кривые фразы, на то, как жутко не соответствует что-то какому-нибудь усредненно-сферическому в вакууме "что хотел сказать автор"... Но очень мало и очень редкие учителя говорят настолько же подробно о плюсах. За ошибку оценка неизбежно снижается. За перевыполнение требований, оригинальность и т.п. повышается - редко. В работе все примерно так же: если что-то в твоей статье не так, тебе расскажут об этом обязательно. Причем, скорее всего, достаточно подробно. А вот если всё здорово - ограничатся просто чем-то типа "все ок", "хорошая статья", "подошло, спасибо" и т.п. Всего один раз пока что меня как-то похвалили, отдельно что-то выделив - за оригинальные подзаголовки. Всё. Ну и вообще, негатив выделяют люди как-то чаще, чем позитив. Хорошее и позитивное слово "критика", например, означающее "обсуждение и/или разбор чего-либо с целью вынесения оценки", на разговорном уровне приобретает значение совсем другое: "отрицательное суждение о чем-либо, указание на недостатки" - без всякого указания на достоинства. Мир победившего негативизма, блять.
Что тут можно сделать... Во-первых, напоминать своему внутреннему критику, что он, собственно, критик, а не штатный голос вечного негатива. Отмечать позитивные стороны разных своих работ. А еще надо задуматься над тем, чтобы приучить себя писать достаточно развернутые критические отзывы на то, что я читаю, смотрю, может быть, даже слушаю. С указанием и подробным рассмотрением и сильных сторон тоже. Даже - в первую очередь.
Вообще, что можно и нужно сделать с ошибкой, если её замечаешь (или если тебе на нее указали)? Только исправить и больше не повторять. А что можно сделать с хорошей стороной? Много чего: улучшить её ещё больше, развить, интерпретировать и использовать разными способами, экспериментировать с ней, чтобы придумать еще больше хороших, положительных, эффективных приемов... Хорошее, действенное, эффективное - всегда важнее плохого и нерабочего, так как открывает значительно больше новых возможностей.

Ну и еще один интересный момент по этой книге есть, который хочется отметить и написать о нем, но он для меня важен вне связи с писательским ремеслом. Поэтому про него напишу в отдельном посте, а в этом еще просто напомню в тему, вдруг кому интересно: об этом своем посте помню, первый рассказ уже пишется, но со сроками, кажется, я была чересчур оптимистична: с моей нынешней жизнью написание каждого рассказа будет занимать явно больше недели, что поделать. Но затягивать, конечно, не собираюсь. Ну и если кому-то еще, желающему помочь мне в творческом развитии и готовому подождать результата, захочется подать идею - буду рада.:))

@темы: О творчестве, О саморазвитии, О работе, О минутках треша, О литературе, О высоком

URL
Комментарии
2015-08-13 в 08:52 

Stirrionella
Человек всегда велик в намерениях. Но не в их исполнении. В этом и состоит его очарование. (с) Ремарк
Выздоравливай) и развернутым статья и прочитанно-уведенном будем рады

2015-08-13 в 10:36 

Айма
Everybody's made a tower to hide your pride and weakness. But it's fragile. Gotta believe in power deep inside of you to come into your own.
Stirrionella, спасибо)

URL
   

Серый замок где-то меж ночью и днём...

главная